Валерий Рузин: «Великая Отечественная война – наше общее историческое наследие, ставшее сегодня основой евразийского единства»

Валерий Рузин: «Великая Отечественная война – наше общее историческое наследие, ставшее сегодня основой евразийского единства»

14 декабря исполнилось 80 лет заместителю генерального секретаря Ассамблеи народов Евразии, продюсеру, почетному кинематографисту России, президенту Евразийской академии телевидения и радио, академику Международной академии менеджмента, кандидату философских наук Валерию Рузину. О своем настоящем и прошлом, творческих планах и перспективах фестивального движения в современном российском кинопроцессе – в интервью с юбиляром.

− Как вы успеваете делать фестиваль за фестивалем и в течение года организовывать сопутствующие им мероприятия международного масштаба? Откуда берете силы, время?
− Три основных момента. Первый – это стабильная команда, способная решать все более сложные задачи. Второй – расширение сообщества единомышленников, среди которых цвет документалистов страны. С 2020 года соорганизатором фестиваля стала Ассамблея народов Евразии, помощь которой становится сегодня решающей. Третий − поддержка семьи, сыновей и внуков. Без них бы не выдержал.
− Как вы пришли в кино, ведь в свое время окончили философский факультет МГУ им. М.В. Ломоносова?
− Научную работу я и сейчас продолжаю. В последние годы неоднократно публиковался в российских журналах «Стратегические приоритеты», «Вопросы коммуникативистики», белорусской «Науковой думке»; более десяти статей по кино и евразийской тематике имеется в сборниках Казахского национального университета имени Аль Фараби «PR и СМИ в Казахстане». Выступаю с докладами и публикациями в Китае и на конгрессах Азиатско-Тихоокеанского союза вещателей.
В 1966 году я начал работать с Григорием Львовичем Рошалем по организации Всесоюзного фестиваля кинолюбителей. Со следующего, 1967 года уже работал в Союзе кинематографистов СССР, отдав пять лет кинолюбителям. Занимался организацией киноклубов Института атомной энергии имени Курчатова и в Доме ученых в Красной Пахре. Вернулся в кино благодаря светлой памяти Кириллу Разлогову. По его приглашению я создал в Институте культурологии, когда он его возглавил, сектор информационных технологий культуры. Кирилл Эмильевич был человеком редкой одаренности и знания кино. Он предложил идею первого римейка в истории отечественного кино «Трактористы 2», которую мы осуществили на студии «Курьер». Наше сотрудничество продолжалось более семи лет.
− Прокатом каких фильмов занимались, возглавляя кинокомпанию, а потом холдинг «Центр СКИП-фильм»?
− Мы реализовали проекты к столетию кино − циклы «Киномарафон» на телеканале «Россия» и «Век кино» на Первом канале. Было создано более двухсот программ по лучшим фильмам мирового кино, в которых приняли участие ведущие киноведы страны. Работали вместе с Татьяной Яковлевой, Сергеем Лаврентьевым, Алексеем Баталовым, Натальей Ивановой, Владимиром Кобриным.
Два документальных фильма о Тонино Гуэрре сняли с сербским режиссером Пуришей Джорджевичем и Андреем Хржановским. Сотрудничал с Александром Адабашьяном, Евгением Марголитом. Российско-чилийская картина «Шрам» была снята Себастьяном Аларконом. Памятна игровая картина народного артиста Азербайджана Вагифа Мустафаева «Национальная бомба» (Гран-при фестивалей «Улыбнись, Россия!», стран СНГ и Балтии в Смоленске, лауреат ряда зарубежных киносмотров).
− Продолжаете ли заниматься прокатом фильмов?
− Да. В последние годы я занимаюсь прокатом документального кино. Начинаем создавать сеть киноклубов «Победили вместе» по стране.
− Почему перестали снимать фильмы как продюсер?
− Не перестал. Постоянно продюсирую документальное кино. Как правило, это совместные проекты российских и зарубежных коллег. Несколько работ я продюсировал совместно с Григорием Илугдиным («Реприза», «Русские соколы в небе Китая», «У стен Москвы»); два последних − в сотрудничестве с китайскими коллегами. В 2020–2021 годах продюсировал вместе с безвременно ушедшим таджикским режиссером и продюсером Сафарбеком Салехом фильм «Нисар», который он успел завершить в этом году. Многие фильмы удостоены российских и международных фестивальных наград − в Сан-Франциско, Мангейме, Китае.
− Почему решили создать Евразийскую академию телевидения и радио? Чем вам близка тема евразийства?
− Евразийская академия телевидения и радио объединяет профессионалов медиасферы всех стран СНГ, Восточной и Южной Европы, Китая, Израиля и некоторых других государств. Существует с 2001 года.
Академия родилась как итог проведения крупного медиасобытия стран СНГ – Евразийского телефорума. Первый Евразийский телефорум прошел в Москве в 1998 году. На втором родилась идея создания организации, объединяющей профессионалов. Мы провели тринадцать телефорумов, каждый из которых включал творческий конкурс: это игровые и документальные работы всех стран постсоветского пространства, Израиля, Китая; международный конгресс c участием экспертов и видных деятелей кино и телевидения, обсуждавших волнующие их вопросы.
Появился целый ряд совместных проектов, документальных и игровых, с нашими казахскими, азербайджанскими, китайскими, таджикскими, французскими коллегами; принимали участие в них и профессионалы Израиля.
Мы провели в Китае (Пекин, 2006; Шанхай, 2008; Сиань, 2016), и в России (Москва, 2007, 2009), и в Севастополе (2016, 2018) уже cемь форумов кинематографистов Россия и Китая. Прямым результатом профессионального общения явилось создание первого российско-китайского игрового сериала «Последняя тайна мастера». Это 30 серий, прошедших премьерным показом на канале РЕН ТВ и на ССTV-1, самом массовом телеканале Китая. Мы реализовали четыре российско-китайских документальных проекта.
Россия вместе с другими странами строит евразийское экономическое пространство. Если мы не заполним его общим культурно-информационным содержанием; если мы будем все дальше расходиться ментально, духовно, культурно, идейно, ценностно, то затрещит и экономика, и политическое сотрудничество, что и показал опыт Украины. Мы должны предпринять гигантские усилия, ведь не бывает пустоты − если пространство становится пустым, оно сразу чем-то заполняется. Очень важно для всех стран постсоветского пространства не позволить заполниться этому пространству чем-то чужим, враждебным. Необходимо продолжать его заполнять смыслом общей истории, общих ценностей, общей экономики и т. д. На это направлена наша деятельность и фестиваль «Победили вместе» в частности.
− Эпоха пандемии ограничила общение с зарубежными коллегами или, напротив, предложила какую-то новую, может быть, более плодотворную форму?
− Нам пришлось перенести фестиваль в 2020 году на более поздний срок, но все-таки полноценно провести его. Как всегда, проводились просмотры в кинотеатрах; залы были заполнены. Ежедневные пресс-конференции проходили с онлайн-включениями не сумевших приехать авторов. Но они проходили! Авторы включались от Великобритании и Италии до Таджикистана! Итальянцы даже смогли выступить онлайн и защитить свой проект на питчинге. Пандемия подчеркнула ценность межличностных контактов, необходимость действовать, не допустить упрощения культуры. Этим проблемам был посвящен уже второй форум БРИКС, организованный китайскими коллегами, где 3 декабря я выступил с докладом.
− С нынешнего года фестивалю «Победили вместе» присвоено имя Владимира Меньшова. Он имел непосредственное отношение к нему?
− В 2015 году по совету Карена Шахназарова я обратился к Владимиру Валентиновичу с предложением возглавить фестиваль. Предложение было сразу принято. Меньшов ежегодно присутствовал на фестивале (за исключением ковидного 2020 года). Всегда встречался с севастопольцами, особенно охотно − с ветеранами. За эти годы во многом благодаря его авторитету фестиваль вырос и с 2019 года стал крупнейшим смотром документального кино в России с широким международным участием. Именно такую задачу ставил Владимир Валентинович.
Вместе с Сергеем Мирошниченко он решал, кому вручать премию за вклад в документальное кино, учрежденную с 2019 года. Владимир Валентинович лично вручил первый раз эту премию Виктору Лисаковичу в 2019 году, и им же было принято решение о присуждении премии Сергею Дебижеву в 2020 году. Всегда лично принимал решение о присуждении премии президента фестиваля. Отсутствуя в 2020 году на фестивале, он лично вручил в Москве премию президента фестиваля генерал-полковнику А. В. Картаполову, продюсеру выдающейся работы творческого коллектива под руководством Андрея Осипова − сериала «Вечная Отечественная».
В 2017 году на церемонии открытия фестиваля от имени жителей Cевастополя Меньшову был вручен уникальный приз «Любовь народа». И эта любовь чувствовалась всюду. Он подчеркивал свою прямую связь с фестивалем, заинтересованность в его работе и развитии.
Владимир Валентинович считал фестиваль «Победили вместе» фестивалем национальной гордости и говорил, что такой киносмотр должен быть крупнейшим в стране. Меньшов полагал, что, привлекая к участию профессионалов кино более сорока стран, фестиваль укрепляет легитимизацию Крыма как неотъемлемой части России. Особенно ему было дорого, что мы продолжили и укрепили традицию, заложенную Героями Советского Союза. Его радовал выросший профессиональный уровень фестиваля, что подтвердили более сорока видных профессионалов киноиндустрии в своих обращениях к министру культуры РФ.
Мы можем гордиться, что вместе многого достигли и убеждены, что сохранить память о бессменном президенте кинофестиваля «Победили вместе» − наша обязанность.
− Ради чего проводить фестивали, если многие жалуются, что все сложнее стало находить финансирование? В чем ваш стимул? Есть ли у вас свой девиз, миссия?
− Изначально фестиваль был организован по инициативе живущих в Крыму Героев Советского Союза в память об общем военном подвиге стран-участниц Второй мировой войны. Эта тема традиционно остается для нас одной из основных и пользуется огромным вниманием как российского, так и зарубежного общества.
Основная идея − сделать фестиваль точкой сбора российских и зарубежных деятелей кино и телевидения, стоящих на позициях исторической правды и отстаивающих ее в своем творчестве. На этом пути сделано немало.
Миссия фестиваля − консолидация творческих сил деятелей кино и телевидения на позициях противодействия попыткам переписать историю Великой Отечественной войны и фальсификации истории, восстановление исторической правды о войне.
− В прошлом месяце вы провели в Волоколамске и Москве девятую сессию Международного общественного форума «Бессмертная память: вспомнить все поименно!». Это тоже часть вашей фестивальной деятельности? В чем смысл мероприятия?
− Цель форума – привлечь внимание к вопросам сохранения исторической памяти народов, поддержка движения против размывания ценностных и смысловых аспектов истории, фальсификации итогов Второй мировой и Великой Отечественной войн.
Великая Отечественная война – это наше общее историческое наследие. Это общее богатство, ставшее сегодня по воле истории основой евразийского единства.
Вместе победили нацизм. Вдумаемся: несмотря на идеологические препятствия, по сути, весь мир – вся Европа, Азия и Америка − объединился против человеконенавистнической идеологии и практики немецких нацистов и японских милитаристов.
Это общее достояние важно не утратить окончательно, а упрочить в сознании народов Евразии.
Победа была завоевана ценою громадных жертв. Народы всего мира не имеют права забыть подвиг тех, кто проложил дорогу к Победе.
В Волоколамске сессия прошла под девизом «Вспомнить всех поименно». В дни, когда отмечалось восьмидесятилетие подвига панфиловцев, состоялась вторая конференция Международной ассоциации потомков панфиловцев и их друзей. Поставлена реальная задача создать поротно, побатальонно полный список кадрового состава панфиловской дивизии.
− Что хотите пожелать кинематографистам в Новом году? Что сами ожидаете от наступающего года?
− Берегите себя, дорогие коллеги! Хотелось бы избежать бесконечного списка утрат замечательных профессионалов, пренебрегших вакцинацией. Защитите себя! Будьте здоровы!

Вопросы задавала Ирина Измайлова
Газета «СК-Новости» № 12 2021