Война без выстрелов

Война без выстрелов

В малом зале Дома кино киноклуб имени В. Микоши провел 21 апреля уникальное культурное мероприятие: кинопоказ, посвященный военным операторам, их подвигу, совершенному без единой пули. Они не убивали, а создавали вечную жизнь. Они не погибли, а остались навсегда живыми в своей душераздирающей хронике и в нашей памяти.

Калинин вручает кольцо племяннику Микоши

Первый фильм был посвящен оператору Владиславу Микоше. Режиссер картины Евгения Головня выстроила повествование на чередовании хроники и рассказах уже пожилого кинематографиста. Владислав Микоша, сидящий в окружении полотна из выцветших фотографий, всматривается в черно-белые лица, вспоминая проводы Отто Шмидта в экспедицию и спасение «Челюскинцев». Однако мирные кадры сменяются трагическими картинами Великой Отечественной войны, на протяжении которой Владислав Микоша фиксировал ее горькую реальность. Камера, которую он называл «защитой от страха», стала главным его оружием. Среди повсеместно разлитой смерти военный оператор являлся стойким проводником жизни. Ведь именно его кадры станут строгим судом над войной.

В жизнеутверждающем финале картины Владислав Микоша рассуждает о творческих планах, мечтая запечатлеть близкую ему Москву. Легендарный военный оператор снимает улыбающихся ветеранов на Красной площади, провозглашая таким образом победу над войной, над смертью, над временем.

Гращенкова ИН

Следующий фильм «Война без выстрелов», снятый болгарским режиссером В. Волчановым, повествует об освобождении Варны без единого выстрела. Хроника этого события подчеркивает значимость работы военных операторов, ведь именно вошедшие в историю кадры предотвратили развитие политического конфликта с союзниками. Данная съемка не только стала вещественным доказательством в сложной политической ситуации, но и навсегда сохранила невероятно трогательный исторический момент: болгарские партизаны сдают оружие, целуя его и складывая в груду холодного металла. Но наиболее эмоционально-ярким эпизодом картины стал хроникальный кадр, в котором юная хрупкая девушка бережно кладет букет цветов на мрачную гору автоматов – ведь как писал Е. Евтушенко «цветы лучше пуль».

Также фильм В. Волчанова содержит в себе и современные съемки ветеранов, собравшихся почтить память погибших. Их живые истории, их трепетные чувства наделяют фильм неподдельной искренностью.

Финальный фильм программы раскрывает историю жизни фронтового кинооператора Владимира Сущинского. Друзья юности и боевые товарищи с теплотой вспоминают дружбу с ним, его добродушный характер и непрестанное желание снимать. Именно Владимир Сущинский увековечил как немой укор кадры спасения обессиленных от голода сирот. Детские измученные лица, застывшие на его пленке, стали жестоким напоминанием о чудовищности войны. Режиссер картины Анна Дороб опирается на чувства и переживания Владимира Сущинского, используя фронтовые письма оператора как главный элемент содержания. Так экранная история приобретает более личный оттенок. Незамысловатые строки из писем к друзьям пропитаны верой в победу и жизнью, которую безжалостно отберет у него война. Владимир Сущинский жил с камерой и умирал с камерой. Теряя сознание, он просил только об одном: «Сохраните камеру, в ней история наших побед».

Распространение подобных патриотических фильмов является залогом нравственного здоровья общества, его высокого культурного уровня. Ведь невозможно переоценить культурную и нравственную значимость мероприятий, направленных на сохранение живой памяти героев, смотревших смерти в лицо через объектив, а не прицел.

Добавим, что XVII Севастопольский международный Фестиваль документального кино «ПОБЕДИЛИ ВМЕСТЕ» планирует ввести с 2021 года специальную программу, посвященную летописцам войны и победы, – кинооператорам Великой Отечественной.

 

Анастасия Леонова