Каждый журналист должен стать Данко

Каждый журналист должен стать Данко

Сергей Боков о журналистике тридцать лет назад и сегодня

 

Указом Президента Российской Федерации Владимира Путина корифею подмосковного телевидения Сергею Бокову было присвоено высокое звание «Заслуженного журналиста России». По мнению коллег, такое признание – это не только подтверждение подлинного профессионализма Сергея Евгеньевича, но и победа всей подмосковной журналистики в целом. И с кем же, как не с заслуженным журналистом России, стоило бы поговорить о миссии современной журналистики.

 

– Сергей Евгеньевич, от лица всей нашей редакции поздравляю Вас с присвоением почетного звания «Заслуженный журналист Российской Федерации»!

– Спасибо. Первым мне об этом сообщил и поздравил председатель Союза журналистов России Владимир Соловьев. В Московской области это звание присвоили двум журналистам – мне и Людмиле Башкировой (главный редактор Воскресенского информационного агентства). Коллеги со всей области поздравляют, пишут: «Какое счастье, что нас начинают замечать и ценить». Они воспринимают это звание как победу подмосковной журналистики. Представляете, какая на мне лежит ответственность? Я предстою перед ними неким ориентиром, у меня часто просят совета. Вы, как коллега, конечно, понимаете, как сложно не только самому разбираться в перипетиях сегодняшнего времени, но и уметь правильно доносить информацию, чтобы, как в медицине, не навредить. Значение журналистики стало особенно ощутимо сейчас, во время информационной войны с недружественными странами, возглавляемыми США.

– Вы более тридцати лет жизни посвятили журналистике. Какой вы помните ее

во времена, когда только пришли в это ремесло?

– Я начал плотно заниматься журналистикой с 1992 года, когда мы создали телекомпанию «Тонус», ставшую одной из первых в Московской области. Наш дебютный репортаж был о театрализованном представлении «Едины духом и любовью», посвященном 600-летию преставления собирателя земли русской игумена Сергия Радонежского. Мы с тех пор так и считаем, что преподобный нас благословил. Конечно, тогда было несколько проще. Люди приходили не зарабатывать деньги, о них вообще мало кто думал. Всех увлекало творчество и чудо рождения телеэфира. Техника и подход к подаче информации были примитивнее, зато все было добрее, честнее, большое внимание уделялось культуре поведения и речи. Телевизионщики изучали сценическую речь, актерское мастерство, гомилетику, психологию. Сейчас в этом смысле все упрощено

и многое разрешено.

В 1994 году мы начали выпускать одну из первых частных газет в Сергиевом Посаде – «Ваш Тонус». Тогда выходила только районная газета «Вперед», на которую все равнялись, ласково называли «болтушкой». Помню времена, когда все новости черпались именно из нее да из ведомственных газет при предприятиях, других источников информации особо и не было, а при мощных постперестроечных демократических преобразованиях свое пространство начала покорять новая информационная политика. Вскоре в районе начали выходить газеты «Колокол», «Зеркало» и другие. После строгой советской эпохи и свойственного ей идеологического однообразия было так удивительно и, пожалуй, даже волшебно, что кто-то запросто может выпустить свое печатное издание, основать радио или телеканал. До этого ведь как было? Партия сказала: «Надо!» Комсомол ответил: «Есть!» Не то чтобы в 90-е в печати был разгул демократии, но появился так называемый плюрализм мнений, вольности в подаче и изложении мыслей стало гораздо больше, расцвела буйным цветом неоднозначная идея толерантности.

 

Я, кстати, не сторонник демократической эпохи. Не в том смысле, что поддерживаю тоталитарный режим, просто, на мой взгляд, цензура, в хорошем смысле этого слова, все-таки необходима. Хотя бы в качестве установленной культуры изложения фактов и

достоверности, объективности в подаче информации. Когда я стал публиковаться сам, то ощутил, как важно отвечать за каждое слово. И понял, что теперь с меня обязательно спросят. Раньше все вопросы были к редакторам источников, выпускающих мои материалы, а сейчас, когда я возглавляю газету и телевидение, это совсем другая ответственность. С меня и сосед спросит, и друг спросит, и враг спросит. И врагов обязательно станет больше, это неизбежно. Если ты пишешь то, что думаешь, кому-то это может не понравиться. Вспомнить хотя бы судьбу нашего земляка Димы Холодова, который работал в «Московском комсомольце». Он стал автором серии статей об армии, после чего погиб при взрыве прямо в редакции «МК» в результате заказного убийства. Мы тогда много обсуждали эту трагедию с Павлом Гусевым, когда он приезжал к нам на прямой эфир в «Тонус». С тех пор мы крепко дружим, как и с Александром Прохановым, Максимом Замшевым и многими другими. Помню, как трагически погиб в 2003 году Юрий Щекочихин. Помню расследование Владимира Мукусева, который несколько лет работал в «Тонусе», о бесследном исчезновении в 1991 году в Югославии двух советских корреспондентов Виктора Ногина и Геннадия Куренного. Сегодня неонацисты предлагают большие деньги за головы наших военных репортеров Евгения Поддубного, Александра Сладкова и других, освещающих спецоперацию на Украине. Многие журналисты сейчас рискуют жизнью и гибнут за правое дело. Журналистика – одна из самых рискованных профессий.

В 1997 году началась эпоха «Братины», подмосковные тележурналисты по своей инициативе объединились и создали не только свой фестиваль, но и целое общественное движение. Родителем этой идеи стал главный редактор ТК «Тонус» Александр Новиков, а президентом фестиваля коллеги из 70 городов единогласно избрали вашего покорного слугу. Вскоре к нам примкнули «братья по оружию» из многих других регионов России, ближнего и дальнего зарубежья. Так и идем вместе по жизни уже 26 лет. За это время созданы тысячи интереснейших, а главное, полезных обществу фильмов и телепрограмм. Обучены профессиональному мастерству сотни подвижников телеискусства. В одном только «Тонусе» высокое звание «Заслуженный работник печати Московской области», кроме меня, получили главный редактор Александр Новиков, арт-директор Альберт Макаревич, главный режиссер Игорь Еремеичев, заведующая издательским отделом Светлана Конькова. В работе жюри и мастер-классах фестиваля принимали участие такие мэтры, как Нинель Шахова, Лев Новожилов, Самарий Зеликин, Михаил Марфин, Дмитрий Дибров, Эдуард Сагалаев, Гарри Бардин, Сергей Ломакин, Сергей Мизеров, Татьяна Судец, Николай Бурляев, Владислав Романов, Сергей Бондарев, Александр Стефанович. Славное было время хранителей традиций и отважных новаторов!

Относительно сегодняшнего дня могу констатировать следующее: раньше было больше конструктивной критики. Существовали СМИ сатирического толка, где позволялось высмеивать и начальников, и чиновников: «Крокодил», «Фитиль», городские сатирические бюллетени, заводские и фабричные стенгазеты. С их помощью обнародовались и решались производственные и административные проблемы. Не касалось это только темы военно-промышленного комплекса, где все было засекречено. Обсуждать это не рекомендовалось. По всем остальным вопросам журналисты не стеснялись называть имена нерадивых руководителей и сотрудников. Для меня, человека с активной жизненной позицией, это как раз было очень интересное время пробы пера.

Теперь, исходя из своего опыта, могу сказать, что в целом культура общения, подачи информации – основное отличие журналистики тогда и журналистики сейчас. Люди не позволяли себе хамить оппонентам или обливать друг друга водой в прямом смысле и грязью – в переносном. Не было подглядывания в замочную скважину и полоскания чужого белья, как это теперь модно делать в разных реалити- и ток-шоу. Тридцать лет назад мы любили друг друга, любили людей. Мы уважали ветеранов военных действий и труда, прославляли их подвиги. Да, сейчас мы стали оперативнее, имеем больше возможностей для получения информации в любой сфере деятельности, из любой точки земного шара. Но все ли журналисты вкладывают душу в свои материалы? И как обывателю разобраться, кто имеет благородные цели, а кто преследует личную и финансовую выгоду? Где человеколюбие?

Если сейчас посмотреть наши старые выпуски и тексты, то вы заметите разницу. Конечно, газета «Ваш Тонус» и первые телепрограммы были не самого высокого профессионального уровня. Но мы не стеснялись учиться на своих ошибках, спрашивать совета у корифеев журналистики, тем самым торили дорогу следующим поколениям. Но писали наши авторы от души, с большой ответственностью, пониманием проблем и возможностей их решения.

– Как вы относитесь к современной журналистике?

– Одну из основных проблем современной журналистики после развала СССР я вижу в ориентированности на западные, в частности, американские ценности, подчас в слепом подражании и преклонении перед чуждой нам идеологией и образом жизни. Конкретно, например, что произошло в 90-е? Многие СМИ были взращены на грантах Джорджа Сороса, отца «цветных» революций. Если в советские времена информация, поставляемая тлетворному Западу, считалась шпионажем в пользу другого государства, то при новой информационной политике это стало нормой. К величайшему сожалению, это привело к потере аутентичности, к тому, что наши соотечественники стали забывать, а кто-то и намеренно переписывать историю, цинично относиться к культуре, высмеивать вековые традиции. В общем, все пошло согласно знаменитой послевоенной директиве директора Центральной разведки США Аллена Даллеса. Большинство печатных изданий, радиостанций и центральных телеканалов заполнились низкопробными материалами, развращающими и разрушающими сознание россиян, да и Россию в целом. Увлечение чрезмерным экшеном, часто неоправданными форматами, культивированием насилия, жестокости, порнографии, извращений, негативно влияет на человеческую психику.

Только сейчас общество начинает осознавать, какую роль сыграли Сорос и ему подобные, породившие и воспитавшие так называемую пятую колонну. Одних только представителей «желтой прессы» появилось немереное количество.

Отдельная головная боль сегодня – разгул информационного терроризма и вседозволенности в сети Интернет. Например, сегодняшние малограмотные блогеры, публикуя информацию в блиц-режиме, позволяют себе создавать фейки, искажать факты, огульно кого-то честить на весь белый свет ради своего сомнительного пиара. К сожалению, в Сергиевом Посаде такие тоже есть. И они кичатся подобными способами подачи контента! Недавно я присутствовал на крупном форуме для представителей СМИ. Одним из спикеров был как раз такой блогер. Он достаточно выпукло, и даже с гордостью, давал понять, что в качестве новостей часто выпускает непроверенные сведения, при этом с улыбкой невинного агнца предлагал на эти «жареные» факты вешать плашку «информация проверяется» (а кто ее будет проверять, и будет ли вообще, проконтролировать невозможно). Я надеюсь, что в скором времени за подобное начнут наказывать на законодательном уровне. Понятно, что авторы заинтересованы собирать лайки, просмотры и комментарии, но порой они подталкивают людей на бунт, за этим тянутся большие негативные последствия. Иной раз у людей судьбы ломаются. Мы ведь, как журналисты, прекрасно понимаем, что такое слово и как им можно оскорбить.

Раньше такого не было, журналист отвечал за каждую запятую. И он не мог позволить себе говорить вещи, порочащие честь и достоинство тех, о ком пишет. Вот это было здорово. А то, что позволяют себе сейчас, – беспредел, информационный терроризм, настоящее преступление. Социальные сети надо как-то упорядочивать. Иначе все это приведет к искривлению сознания, к отуплению людей. Нужно выстраивать четкую позицию в подаче информации. Для начала – наказывать за информацию, не соответствующую действительности.

Слава Богу, что на таких фестивалях, как «Вся Россия», «Братина», «ПОБЕДИЛИ ВМЕСТЕ», «Золотой витязь», «Волжские встречи», Международный кинофестиваль стран Арктики «ARCTIC OPEN» и других уделяют большое внимание этой проблеме – лечению «раковой опухоли» российской медиасферы. На эти мероприятия приезжают как раз высокопрофессиональные, порядочные, опытные специалисты, настоящие патриоты журналистики и нашей Родины, со многими из них я лично хорошо знаком. Я горжусь тем, что являюсь членом Евразийской Академии Телевидения и Радио, которую возглавляет Валерий Рузин, также телекомпания «Тонус» тесно взаимодействует с генеральным директором Национальной Ассоциации Телерадиовещателей Александром Широких. Огромную работу проводит Союз журналистов Подмосковья под руководством замечательного, увлеченного, авторитетного руководителя Натальи Чернышовой. Гигантскую работу по повышению профессионального уровня она ведет с коллективами региональных СМИ и молодежных студий. На правлении Союза журналистов Подмосковья, в состав которого вхожу и я, мы часто обсуждаем многочисленные проекты подмосковных коллег и помогаем друг другу в их реализации.

– В чем вы видите миссию журналиста дня сегодняшнего?

– Как я уже обозначил, сегодня информационное поле не совсем правильно вспахано. Нужно стараться сеять разумное, доброе, вечное, а не заполонять все рекламой, примитивными и пошлыми развлекательными программами. Перестать популяризировать и продвигать низкосортных «звезд» разного профиля, которые на самом деле ведут не к свету, а, скорее, во тьму. Людям надо помогать разбираться в бытовых вопросах, в хитросплетениях политики и экономики, повышать уровень культуры. Порой нашим читателям и зрителям объективно не хватает знаний, и это рождает большую тревогу, создает социальное напряжение в обществе, вызванное непониманием сегодняшней ситуации и неуверенностью в завтрашнем дне.

Особенно это проявилось во время пандемии, когда журналисты, порой с риском для жизни, информировали людей о реальном положении дел, чтобы те не поддавались  панике, не разобщались в период вынужденной изоляции и не разуверились в общечеловеческих ценностях. Не зря российское правительство поощряло работу всех средств массовой информации в этот сложный период. Сейчас мы готовимся к торжествам, посвященным 600-летию обретения мощей преподобного Сергия Радонежского, как 30 лет назад готовились к 600-летию его преставления. В нашей  традиционной телепрограмме «Слово и дело» мой собеседник – глава округа Михаил Токарев – сразу отметил, что это «символично и актуально».

Журналистика должна возвращать нравственные ценности, напоминать своей аудитории о том, что жить нужно в любви и по справедливости, иначе все пойдет прахом. Надо быть людьми, а значит, любить, творить, жить по-человечески. Постулаты простые, ничего

нового, но это, правда, важно. А потому людям необходимо идти за кем-то. Им нужен маяк, ориентир. Каждый, кто владеет словом, должен, по сути, стать Данко. Это главная миссия и журналистики, и литературы, и искусства, и педагогики – вести к свету, помогать согражданам не расчеловечиваться.

 

Беседовала Елена БАДАЛЯН