Творческий вечер кинорежиссера Александра Куприна прошел в Доме кино

Творческий вечер кинорежиссера Александра Куприна прошел в Доме кино

Творческий вечер режиссера – это некий промежуточный итог творчества. Не важно – за год или несколько лет. Так получилось и у режиссера Александра Куприна, который представил на суд зрителей два новых фильма – 99-й и 100-й. Для документалиста сто фильмов – большое достижение, особенно сейчас, когда неигровое кино практически не имеет проката и зрителя. О государственном финансировании я просто умолчу.

IMG_7554

Ведущий вечера режиссер Сергей Головецкий сказал, что ожидает какого-то чуда, и оно произошло – Саша привез призы с Международной киноассамблеи на Днепре – фестиваля, который прошел без зрителей, их туда просто не пустили, но, тем не менее, фильмы были отсмотрены жюри и награждены. Случилось это перед самой пандемией, поэтому не все награды удалось вручить. И вот на вечере Куприна, награждение, наконец, состоялось.

Приз митрополита Иринея достался грузинскому фильму «Я жду Вас в Самтавро» (режиссер Константин Церцвадзе). Сам режиссер приехать не смог, но представитель съемочной группы зачитал послание от него, в котором, в частности говорилось: «Мы живем в сложные времена, но стараемся дарить друг другу радость даже на расстоянии. И никакие преграды нам не страшны». Приз имени Александра Столярова был вручен Ирине Васильевой за документальный фильм «Видимое невидимое». И как бы в подтверждении слов о том, что преграды не страшны и границы преодолимы, а уж а наш век информационных технологий и возможностей интернета – особенно, всех награжденных и собравшихся в зале поприветствовал протоирей Игорь Собко – организатор фестиваля в городе Днепр.

173234665_10219518860182851_4860696699007478618_n

Потом на сцену вышли съемочные группы фильмов «Матушка Феодосия.Свидетельства» и «Натан» и началось собственно кино. Кино интересное, необычное, с ассоциативным монтажом и эффектом присутствия внутри кадра самого зрителя, полным погружением его в ткань фильма, кино глубоко духовное и душевное, и очень искреннее. Искреннее как от героев, так и от режиссера. Было там и присущее Куприну роуд-муви, хотя никто никуда не ехал, и столь любимое им соприкосновение героев с действительностью, врастание их в эту действительность, что дало еще большее проникновение в их внутренний мир.

«Матушка Феодосия» – старица нашего времени. По ее молитвам многие люди получали просимое, многие исцелялись от болезней, избегали беды. Этот фильм уникален тем, что с экрана говорят живые свидетели ее жизни и происходивших по ее молитвам чудес и тем, что режиссер, не знавший старицу лично, снимавший только как бы обрамление имевшегося хроникального материла, сумел так все сделать, будто бы и он беседовал с матушкой Феодосией в ее келье и мы, зрители, были там вместе с ним.

IMG_7551

«Натан» – художница Наталья Шевченко, человек с уникальным даром, который проклюнулся в ней довольно поздно. При этом ее картины поражают, завораживают. Как сказал композитор Антон Висков, звучат. И мы слышим эту музыку. Слышим сквозь шум экскаватора, который рушит старый элеватор под окнами мастерской Натальи, сквозь гур-гур большого города, детский гомон и голос диктора из телевизора. Необычный прием, когда героиня идет по длинному коридору со свечей, и из тьмы возникают полотна картин, дает зрителю возможность вглядеться в картины и увидеть в них внутренний мир художника.

Вечер украсил композитор Антон Висков и сопрано Евгения Ксенофонтова спевшая под его аккомпанемент на блокфлейте духовный стих «Пресвятая Дева Мати» и «Аве Мария», музыку к которым написал Антон.

173947218_10219518763580436_5052459159923907345_n

После просмотра состоялось обсуждение. В зале было много людей, знавших матушку Феодосию и ездивших к ней в Скопин, и они единодушно благодарили режиссера за то, что дух старицы в картине присутствует, что он сумел передать то тепло и радость, которые она дарила людям.

Художницу Наталью Шевченко тоже долго не отпускали, она даже провела небольшую экскурсию по фойе Белого зала, где висели ее картины, рассказав о каждой.

Вечер получился интересным, действительно творческим и насыщенным – кино, музыкой, общением. Как сказал Александр Куприн: «Мы, наконец, постепенно выходим из зумма, встречаемся, общаемся, жизнь продолжается».