Мне бы в небо…

Мне бы в небо…

«Это красиво: это птицы, это цвет, это скорость, это танец!» – о показе документального фильма Алексея Малечкина «Небо».

1 марта в Государственной публичной исторической библиотеке в рамках встречи киноклуба «Луч истории» и акции «Эхо Международного кинофестиваля «Победили вместе имени Владимира Меньшова, организованной   Евразийской академией телевидения и радио при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, зрители посмотрели документальный фильм «Небо», повествующий о профессии летчиков и поднимающий глубокие философские проблемы. Зрители обсудили с автором кинокартины главные идеи и выразили благодарность за воплощение интересного замысла. После показа «Неба» Алексей Анатольевич Малечкин – режиссер, сценарист, продюсер, заслуженный кинематографист России – поделился воспоминаниями о сложных съемках и рассказал, что предшествовало созданию фильма.

Следует напомнить, что фильм стал финалистом национального конкурса XVII Международного кинофестиваля имени Владимира Меньшова

Опыт съемок техники у Алексея Малечкина появился задолго до работы над «Небом», поскольку после института он был распределен на военную студию ассистентом режиссера и получил там колоссальный опыт: «Так сложилось, что я снимал практически во всех родах войск, в том числе авиацию, флот. Это очень интересно!» Влюбленный в авиацию, Алексей спустя годы познакомился с героями кинокартины, а затем и удалось выиграть тендер на финансирование фильма.

Основой «Неба» стали размышления генерала-майора медицинской службы Пономаренко. Его, по словам режиссера, по-настоящему «боготворят в армии». Занимаясь психологией, Пономаренко индивидуально подходит к летному труду, военному человеку и всю жизнь посвятил работе в авиации. Помимо В. Пономаренко, в фильме снимались бывший военный протоиерей Константин Татаринцев, летчик-снайпер А. Харчевский и другие. Рассуждения героев кинокартины о таких понятиях, как профессионализм, Родина, красота, религия, сопровождаются поэтическими музыкальными композициями, архивными видеодокументами, а также кадрами с воздушных и наземных съемок в Москве и Липецке.

Герои фильма размышляют о том, что такое «быть летчиком». В первую очередь это тяжкий и очень опасный труд. Чтобы стать профессионалом, необходима упорная, длительная теоретическая и практическая подготовка. Работа требует максимальной концентрации внимания, координации и быстроты мышления, а главное – серьезного отношения к делу. Один из героев фильма сказал: «Если я взлетаю на задание и знаю, что от меня все зависит, как я могу работать вне ответственности? Причем ответственности высшего уровня! Что такое Родина? Это мать, отец, дети, земля, вот эта курилка… Это все мое. И я должен знать, за что я погибаю, это и есть высший класс защитника, высший класс преданности профессии».

Романтика летного дела, в отличие от его опасности и сложности, раскрывается далеко не сразу. Лишь со временем, когда навык становится отработанным, у летчиков появляется возможность на секунды оторвать взгляд от приборов и оценить красоту небесного пространства. Зато восторг от пилотажа и осознания, что «маленький человек управляет большой махиной», остается велик на протяжении всей дальнейшей службы. И сколько бы он ни летал, ему этого будет мало, ведь насладиться прелестью открывающихся видов в полной мере не получится никогда.

Природа полетов предполагает не только созидание прекрасного вокруг, но и красоту внутреннего мира человека, его душевный и духовный подъем. В. Пономаренко уверен, что в летчиках воспитывается вера, им свойственно религиозное сознание, но «религиозное сознание – это не молитвы», его можно рассмотреть как осознание чьей-то помощи в критические минуты, веру в судьбу и удачу, человеколюбие. У летчиков в процессе службы даже возникает радостное чувство причастности к бесконечному, и впечатлениями об этом поделился один из героев: «Я почувствовал, что я сливаюсь со всей огромной Вселенной и в то же время являюсь маленькой песчинкой этой Вселенной».

При такой сложности идейной основы фильма и точно выверенном переплетении тем профессионализма, красоты и духовности, оказалось неожиданным признание режиссера о том, что как таковой сценарий отсутствовал, была лишь огромная папка с записями и «опухшая» от интенсивного творческого процесса голова.

Каждый кадр добывался колоссальной ценой из-за скромного бюджета, сложности задумки и не слишком высокой востребованности документального кино. А когда картина была подготовлена, случилось несчастье: жесткий диск с записанным фильмом оказался поврежден. Тем временем сроки подходили к концу, нужно было сдавать картину в Министерство культуры. Несколько попыток восстановить жесткий диск оказались безуспешными. Но в конце концов удача все-таки оказалась на стороне авторов: им удалось найти второй диск, на котором находилась копия фильма.

После того, как А Малечкин ответил на множество вопросов зрителей, также обсуждались рождение идей, устройство института кино и условия дальнейшего развития документалистики в России. В конце встречи зрители выразили благодарность за организованный просмотр фильма и пожелали режиссеру дальнейших творческих успехов.

Таня Обухова