Искажение исторической памяти допустить нельзя

Искажение исторической памяти допустить нельзя

Участник кинофестиваля “Победили вместе”, член жюри 17 кинофестиваля в Волгограде – историк Лайла Ахметова выступила на XIII Гражданском форуме города Алматы 23 июня 2023 года с докладом о стратегической важности сохранения исторической памяти для всех стран мира и недопущения ее искажения.

Она обосновала свое заявление на примере Казахстана. По мнению Ахметовой сегодня в государстве остро стоит необходимость транслирования в общество (прежде всего, молодежи) роли Казахстана в судьбах мира:

«Проблема стала актуальной в связи с политической обстановкой в мире. Каждая страна по-своему старается высказаться в отношении прошедшего ХХ столетия, многие – в негативном плане, и, соответственно, задевая так или иначе проблемы исторической памяти и сохранности ее в настоящее время. Разрушаются памятники, уничтожается литература, создаются новые герои из антигероев ХХ века. Мир все больше и больше делится на два лагеря».

Основные тезисы:

Историческая память – это представление о прошлом как массовое, так и личное, включая самые разные аспекты: образы и эмоции, когнитивную структуру.
Преемственность поколений, передача знаний и исторических данных определяет будущее нации. Поэтому сегодня перед государствами стоит задача – формирование исторической памяти и обеспечение ее сохранности.
История – это память народа о том, кто он, где его корни, каков его путь?
Большое внимание должно уделяться государствами изучению своей истории через призму исторической правды.

В чем выражается кризис исторической памяти?

Разрушение исторической культуры
Вандализм
Безнравственное отношение к ветеранам
Искажение событий Великой Отечественной войны и вклада в Победу над фашизмом многих народов
Мифологизация и манипулирование
Клиповое мышление
Информационные войны

Что вызывает кризис?

В истории ХХ века много «белых пятен», не дана оценка некоторых фактов, часть материалов закрыта в архивах.
Великая Отечественная война должна играть объединяющую роль в истории постсоветских стран, но есть силы, которые используют ее в целях извращения существующей дружбы народов и интернационализма.
Сегодня люди ХХ века становятся уходящим поколением, а дети фронтовиков – уже пенсионеры. Не все задаются целью передачи знаний, культурных ценностей и национальных традиций.
Отсутствие воспитательной работы в 90-е годы XX века, распространение двойных стандартов в секторе образования.

Сегодня каждый гражданин и, что особо важно, представитель сферы образования должен задать себе вопрос: «Что я делаю для того, чтобы не допустить манкуртизма?»

С полным текстом доклада можно ознакомиться по ссылке //disk.yandex.ru/i/chbtJGFHDWVgVA